Образовательная программа «ТРИЗ в детском техническом творчестве»

 

 

Созданная летом 2007 года Российская ассоциация ТРИЗ одной из своих основных целей поставила содействие развитию российской системы образования.

Одним из путей осуществления этой цели можно считать применение методологии обучения, созданной изобретателем и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером на базе разработанной им теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Г. С. Альтшуллер с единомышленниками уделяли большое внимание применению ТРИЗ в педагогике. Благодаря этому ТРИЗ-педагогика накопила серьезный опыт и доказала свою эффективность в решении многих проблем обучения и воспитания детей и молодежи.

Использование ТРИЗ в обучении детей, в отличие от других методологий творчества, не только развивает логическое мышление и творческий потенциал каждого ученика, но и вооружает детей системой знаний, которая необходима для решения творческих задач; формирует системность мышления; снимает психологическую инерцию, которая препятствует нахождению оригинальных решений, значительно повышает способность и расположенность к самообучению.

ТРИЗ даёт возможность учителю вместе с детьми изменить методы преподавания и освоения всех дисциплин и создать у учащихся единую систему мировоззрения.

 

Цель дополнительной общеразвивающей программы «ТРИЗ в детском техническом творчестве» - развитие и реализация творческих способностей ребенка с помощью познания основ ТРИЗ и РТВ.

Задачи

Обучающие:

·       сформировать представление об основах РТВ и ТРИЗ;

·       освоить основные инструменты ТРИЗ;

·       получить базовые знания в области электроники, робототехники, 3D-моделирования и других технических направлениях.

·       изучить основные принципы решения изобретательских задач;

·       научиться создавать модели объектов, деталей и сборочные конструкции из подручных материалов

·       научиться создавать и представлять авторские проекты.

·       научиться разрешать возникающие противоречия и трудности с помощью приемов ТРИЗ.

·       научиться пользоваться различными алгоритмами для проведения анализа технических систем и для решения изобретательских задач.

 

Развивающие:

·       развивать познавательный интерес, внимание, память;

·       развивать пространственное мышление за счет применения приемов ТРИЗ

·       развивать логическое, абстрактное и образное мышление;

·       формировать представления о возможностях и ограничениях использования ТРИЗ.

·       развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в группе;

·       формировать творческий подход к поставленной задаче с помощью средств ТРИЗ и РТВ;

·       развивать социальную активность.

 

Воспитательные:

·       осознавать ценность знаний по основам ТРИЗ;

·       воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества;

·       воспитывать чувство ответственности за свою работу;

·       воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека;

·       воспитывать командный дух;

·       воспитывать сознательное отношение к выбору образовательных программ следующего уровня.

 

Формы занятий: теоретические, практические, групповые, индивидуальные. Конкурсы, соревнования, экскурсии, творческие встречи, конференции.

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы Обучающиеся будут знать Основные методы активации творческого воображения, способы снятия психологической инерции, приемы ТРИЗ, инструменты для анализа различных систем, законы развития технических систем, методы свертывания и развертывания технических систем, основы электроники и пробототехники. Они будут уметь ставить задачу, формулировать административное, техническое и физическое противоречия, проводить анализ задачи с помощью средств ТРИЗ и шагов АРИЗ, находить простое решение задач, находить и применять имеющиеся в системе или надсистеме ресурсы. Будут иметь представление о сферах применениях ТРИЗ и РТВ. У обучающихся будет развиваться пространственно-логическое мышление, творческий подход к решению. Будет воспитываться информационная культура, а также сознательное отношение к выбору других образовательных программ детского технического творчества.

Формы подведения итогов:

Входной контроль – собеседование для определения степени подготовленности, интереса к занятиям, уровня культуры и творческой активности.

Текущий контроль осуществляется путем наблюдения, определения уровня освоения тем и выполнения практических заданий. Выявление творчески активных обучающихся для участия в конкурсах, соревнованиях и конференциях.

Итоговый контроль осуществляется в форме защиты проектов, в том числе и в виде выступлений на конференциях различного рода, конкурсах и соревнованиях.