|   Войти

Приемы разрешения физических противоречий

После того, как было сформулировано физическое противоречие, необходимо его разрешить. В этом помогут приёмы устранения физических противоречий (ПРФП).

ВАЖНО НЕ ПУТАТЬ С ПРИЁМАМИ РАЗРЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ!

Известны 4 группы приемов устранения физических противоречий.

1. Разделение противоречивых свойств в пространстве.

Суть приема заключается в том, чтобы разнести противоположные требования в разные части объекта.

Примеры

·        Утюг должен быть горячим, чтобы разглаживать белье, но утюг должен быть холодным, чтобы его можно было держать в руке. От чугунных утюгов, которые нагревались целиком, разделив противоречивые требования в пространстве, мы перешли к электрическим утюгам, у которых ручка холодная, а подошва (та часть, которая непосредственно выполняет главную функцию) - горячая.

Зачастую и в гораздо более сложных случаях после выделения оперативной зоны (или зон) задача просто исчезает.

·       Мел должен пачкать, чтобы выполнять свою главную функцию - оставлять след (на доске), но мел не должен пачкать, чтобы руки оставались чистыми. Если разделить противоположные свойства в пространстве, то получается, что часть мела, которая соприкасается с доской, должна пачкать, а та часть, которую мы держим в руке – не должна пачкать. Для решения этой задачи можно предложить завернуть часть мела в бумагу (пленку), надеть на мел напальчник и т.п. (см. прием «посредник» в ПРТП).

2. Разделение противоречивых свойств во времени.

Смысл приема заключается в том, что при функционировании объекта в одни промежутки времени проявляется одно свойство, а в другие промежутки времени – другое противоположное свойство.

Примеры

·       Экран компьютера должен светиться, а винчестер должен крутиться, чтобы пользователь мог работать, но экран компьютера не должен светиться, а винчестер не должен крутиться, чтобы уменьшить расход энергии. Это противоречие разрешается во времени. Если пользователь определенное время не нажимает на кнопки, экран и винчестер отключаются.

·       Форточка должна быть открыта, чтобы проветривать комнату, но форточка должна быть закрыта, чтобы не дуло (не дышать грязным воздухом, не слышать шума во дворе). Это противоречие мы привыкли разрешать во времени, даже не задумываясь об этом.

3. Разделение противоречивых свойств с помощью системного перехода.

Этот прием может реализовываться в разных вариантах:

- объединением двух систем,

- переходом системы или ее части на микроуровень,

- наделением системы или ее части противоположными свойствами.

Примеры

·       Стакан нужно взять в руку, чтобы выпить чай, но стакан нельзя взять в руку, чтобы не обжечься. Стакан вставляем в подстаканник – объединяем две системы (одна – удерживает кипяток, другая – стакан).

·       Память компьютера должна быть большая, чтобы хранить много информации, но память компьютера должна быть маленькая, чтобы не занимать много места. Поэтому часть компьютера, связанная с памятью, особенно быстро совершенствуется и становится все более миниатюрной.

·       Труба водоотвода под раковиной должна быть твердой, чтобы обеспечить простоту, дешевизну и жесткость конструкции слива, но труба должна быть мягкой, чтобы обеспечить удобство сопряжения с канализацией. Для разрешения противоречия часть водоотвода наделяется противоположными свойствами: в водоотвод из жестких элементов включается подсистема в виде гибкой вставки-«гармошки».

4. Разделение противоречивых свойств с помощью фазовых переходов.

 Суть приема сводится к изменению фазового состояния вещества. Этот прием может реализовываться в разных вариантах. Один из них – замена фазового состояния части системы.

Пример

Классический пример дан в книге Генриха Сауловича Альтшуллера «И тут появился изобретатель» в задаче про шоколадные конфеты в форме бутылочек с малиновым сиропом.

 «Девочка отмечала праздник. Кто-то из гостей принес большую коробку конфет. Конфеты были сделаны в виде шоколадных бутылочек, наполненных густым малиновым сиропом. Всем очень понравились эти конфеты. Один из гостей спросил:

- Интересно, как изготавливают бутылочки?

- Сначала делают шоколадную бутылочку, а потом заливают в нее сироп, - пояснил другой гость. – Сироп обязательно должен быть густым, иначе конфета получится непрочной. А густой сироп трудно залить в бутылочку. Можно, конечно, нагреть сироп, он станет более жидким. Но вот беда – горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку…

И тут появился изобретатель…»

А хитрость заключалась в том, что сначала сироп нужно налить в форму, заморозить, а потом окунуть в шоколад. Замена фазового состояния (заморозка сиропа) используется только для части конфеты – начинки.

 

Материал составлен на основе следующих источников:

   1. Пчелкина Е.Л.  Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2010, 77 с.

   2. Сайт Ассоциации  российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ http://ratriz.ru/